5 этап «Поэтическая энергия слова»

Фигуры речи
(синтаксические явления)
Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия.
Анафора – единоначатие, одинаковое начало стихотворных строк, предложений. Это может быть повторение синтаксических конструкций, слов или частей слова (обычно приставки).
                                            Не напрасно дули ветры,
                                            Не напрасно шла гроза.
                       Есенин С. А.
                                            Черноглазую девицу,
                                            Черногривого коня.
                              Лермонтов М. Ю.
Антитеза – противопоставление.
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем.
                         Лермонтов М. Ю.


 Асиндетон  (бессоюзие)  стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены.  
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
 Купцы, лачужки, мужики...
 
 Пушкин А.С. 
Градация – последовательное усиление или ослабление смысла или эмоционально-экспрессивного значения фразы.
Что-то неуловимо восточное было в его лице,
но из седой дремучести светились, горели,
сияли огромные голубые глаза.
                Солоухин В.
Инверсия – нарушение прямого порядка слов в предложении с целью выделения определённых частей предложения.
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
 Пушкин А.С.

Парцелляция стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова.
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись.
П. Антокольский
 
Пролепса (пролепс) - фигура речи, построенная на одновременном употреблении существительного и заменяющего его местоимения.
 Пушкин-то, он написал "Полтаву".
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, который сам содержит отрицание или утверждение.
Но где мой дом и где рассудок мой?
                     Ахматова А. А.


Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения или их частей).
Что ищет он в стране далёкой?
 Что кинул он в краю родном?
                        Лермонтов     М. Ю.
Сравнение – сопоставление двух понятий, явлений, ситуаций.
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял.
                       Лермонтов     М. Ю.

Эллипс (брахилогия) - фигура речи, состоящая в пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. 
Он пел, а она - не в силах.

Эпифора – одинаковое оформление конца строк, предложений.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
              Блок А.